Культура

Краеведы Русского Севера

В республиканском краеведческом сборнике «Краевед Карелии» 1990 года известный карельский журналист и поэт Александр Валентик с любовью и болью пишет о старинном поморском селе Сумский Посад. Об истории, достопримечательностях, о людях села. Много добрых слов и поддержки высказал тем, кто сохранял и сохраняет историческую память во все периоды жизни села. А селу-то в этом году 575 лет. Это дата!

Краеведа Зосима Рябова Александр Иванович назвал «летописец родины капитанов». И хоть давно в Сумском Посаде нет мореходной школы, которая выпустила 80 капитанов и среди них самый известный – полярный капитан Владимир Воронин, да и самого здания нет, но в памяти людей и не только сумлян, но и всех жителей Поморья – «Сумпосад – родина капитанов».

Зосима Иванович Рябов родился в 1918 г. в селе Сумский Посад, участник Великой Отечественной войны, офицер. Долгие годы жил вдалеке от родного села в г.Чебоксары. Прочитав однажды в газете «Беломорская трибуна» статью об истории Сумского острога, увлекся изучением истории села и посвящал краеведческим поискам все свободное время… У нас в краеведческом музее есть папка с материалами, собранными З.И. Рябовым: его письмо 1989 года, в котором он пишет о своей мечте – создании в селе Сумский Посад музея села. Пишет и о том, что много материалов найденных и собранных им отправлено для организации Сумского музея краеведения. В то время, когда он писал письмо, это оставалось мечтой. Сегодня уже можно сказать – краеведческий музей истории села Сумский Посад есть! Архив З.И. Рябова активно используется учителями и, что особенно обнадеживает – учениками для подготовки к урокам и в исследовательских проектах.

В большом списке литературы, который перечисляет Зосим Иванович, есть Грамоты Великого Новгорода и Пскова, Архангельские и Олонецкие Губернские Ведомости, книги и документы от XV века до современной литературы. Все упоминания о его родном селе не остались без внимания. Много времени провел он в архивах и музеях Москвы и Ленинграда, Архангельска и Петрозаводска. Переписывал от руки статьи, а затем печатал на машинке. Всё, что можно было, фотографировал на пленку. Если сейчас легко сделать ксерокопию документа, то раньше приходилось снимать на фотопленку, а потом уже делать фотографии. Это не всегда давало нужный результат, так как пленка могла засветиться или фотографии оказаться нерезкими и нечитаемыми, что и получилось с некоторыми, попавшими в наш музей.

Статью «Ремесла села Сумский посад» из Олонецких Губернских Ведомостей 1860 года Зосима Иванович прислал нам её именно как фотографию: «Жители мужского пола занимаются постройкою мореходных судов: шхун и лодей, коих каждогодно выстраивается от 2 до 6. Постройка начинается всегда в начале, или половине января, и оканчивается к открытию навигации. Она производится внутри посада, при реке Суме. Суда эти выстраиваются жителями посада для собственного употребления: вывоза промышляемой ими рыбы на Мурманском Российском берегу, плавания в Норвегию, для меновой торговли, и на Новую землю для промыслов и разной перевозке тяжестей. Выстраиваемые суда оцениваются по их величине от 500 до 3000 руб.

При этих постройках, занимаются плотничным делом от 5 до 10, и даже 15 человек при каждом судне; каждый из них приобретает от 30 до 45 рублей, а занимающиеся конопаткою судов от 7 до 15 рублей, так как конопатка судов продолжается не более двух недель. Кроме того, из жителей посада занимаются: один столярным, один портным и четыре человека кузнечным мастерством, производя эти работы для местных жителей и приобретая от того: первый от 100 до 120 руб., второй от 60 до100 руб., а последние четверо – от 100 до 200 руб. в год – на каждые два человека.

Женщины преимущественно занимаются во всякое время года вышивкою по холсту и полотну полотенец, ценность коих простирается от 50 коп. до 2 руб.: вышивается и продается их каждогодно от 200 до 300 штук. Полотенцы сбываются, с мая или июня месяцах проходящими через Сумский Посад в Соловецкий монастырь богомольцами из других губерний, и от этой продажи, каждая женщина приобретает от 5 до 20 руб. Сверх того, все без исключения женщины занимаются выделкою белого и пестрого холста, для домашнего обихода».

И еще из материалов присланных З.И. Рябовым: «В 1806 году согласно желанию и просьбы Сумских экономических крестьян и особенно купеческой прослойки (торговых людей), имеющих численность более половины населения по Указу правительственного Синода от 12 июля 1806 г. сумские крестьяне отписаны в мещанское сословие с дарованием ответственных прав и с присвоением Сумской волости почетного звания Сумский посад (АГВ. 1866. №47)».

«Сумляне оправдывали это высокое звание в течение всего периода до Октябрьской революции и после. Все жилые здания имели городской вид, мостовые привлекали посетителей прогуляться по всему посаду, осмотреть достопримечательности посадской природы. Село имело прельстительный вид, особо отличались своею красотою церковные храмы, воздвигнутые на высоком косогоре обнесенные крепостной стеною по всей окружности. Жители имели культурное мягко обходительное обращение между собою. Отличалось особой честностью отношение к собственности общественной и частной. Характерно сказывают летописцы, что дома не имели замков и не закрывались в течение всей истории Сумского посада, и никто никогда не мог позволить себе, что-либо взять у соседа без его личного позволения. Палка, поставленная у двери, была законом честности поморов, предупреждающая, что хозяин отсутствует…»

Жители Сумпосада во все времена с любовью относились и относятся к истории и будущему поморского берега. Хорошо бы еще не забывались ремесла, которые прославили село. Может, стоит мужчинам преподать своим детям уроки плотницкого и столярного ремесла. Вырезать вместе с ними модели мореходных судов для будущих весенних и летних ребячьих водных соревнований. С поднятыми парусами пустить в плавание шхуны и лодьи. Может быть, в юбилей села состоится своя парусная судомодельная регата и станет она традиционной. А значит, и ремесла традиционные для села будут жить.

В краеведческом музее г. Беломорска на выставке «Морская культура поморов» выставлена почтовая открытка 1916 г. – участников 2 съезда рыбопромышленников Поморско-Мурманского района.

Среди участников съезда жители Сумского Посада – мещанин-рыбопромышленник И.Е. Житянный, мореход-судоводитель Ф.А. Койбин, командир административного парохода «Мурман» А.М. Падорин, судовладелец Ф.П. Рохмистров, капитан 2 ранга А.И. Сущихин, судовладелец-факторист М.И. Демидов. Что интересно – все они являлись членами Архангельского общества изучения Русского Севера. Общества, основанного в 1908 г. в Архангельске, а в 1918 г. было закрытого новой властью. В центре внимания общества были вопросы изучения и экономического развития Русского Севера, его освоения и колонизации.

Темы исследований – рыбные и зверобойные промыслы, вопросы воспитания детей, издание путеводителя по Северу, по собиранию и сохранению песен, родиноведение (краеведение). Выставочная деятельность, издание открыток «Русский Север». В 1910 г. была выпущена серия открыток с видами Севера.

Среди членов Общества были жители и других сел нынешнего Беломорского и Кемского районов – судовладельцы и священники, крестьяне и купцы, мореходы и служащие. Действительными членами общества из села Сорока были Морозов Александр Максимович – крестьянин, Рядовой Федор Семенович – судовладелец, Мокеев Александр Григорьевич – волостной писарь, из Шуерецкого Кошкин Александр Федорович – штурман дальнего плавания. Членом – корреспондентом был Постников Степан Васильевич – капитан парохода «Ломоносов» и другие. Вот только судьбы многих членов общества сложились трагически. Но это совсем другая история. Это тема для новых исследований.

Сумский Посад славится своими краеведами. Это и Иван Матвеевич Дуров, о котором много слышали, но пока так и нет доступных печатных изданий с собранными им материалами. Все ожидали издания четырехтомного его исследования к съезду поморов, но пока это так и не состоялось. Будем ждать и надеяться. Много сделали для сохранения памяти о людях и событиях села учитель Евшина Зинаида Александровна и нынешние учителя. Благодаря таким людям существуют музеи, не уходит в забвение история семьи и малой родины. Юные краеведы, продолжая их дело, сделают свои открытия.

Беломорский краеведческий музей, которому в этом году 50 лет, тоже начинался как общественный. На общественных началах шел сбор предметов быта, промыслов, сбор песенного, фольклорного материала, фотографий, документов и старинных книг. Какое-то время он значился как краеведческий кружок при доме культуры. В 1970-е годы краеведческий кружок со школьными поисковыми отрядами работал при Доме пионеров. Руководила Степина Елена Сергеевна – учитель первой школы.

Современным исследователям на помощь пришел интернет, где появляется много рассекреченных материалов, техника – фото, видео, печать. Ну и, конечно, тот, кто интересуется историей родного края, обязательно заглядывает в районную газету, где последнее время печатается много фотографий, интервью со старожилами, в районную библиотеку, где идет сбор и печать краеведческой литературы. На станции туризма дети со своими наставниками не только собирают материалы и предметы, но и в походах прикасаются к истории, посещают и сохраняют мемориалы, памятники истории края.

Сотрудники Беломорского краеведческого музея всегда рады видеть на своих выставках гостей и жителей города. И , конечно, юное поколение – самое любознательное, самое активное. Для них устраиваются дополнительные тематические выставки с играми, загадками, вопросами. Это наше будущее. Мы надеемся, они сделают еще свои краеведческие открытия и расскажут о них в школе, газете, библиотеке, музее и на олимпиадах. Желаем им открытий и побед!

Л.С. Зайцева, г. Беломорск

Источник: Краеведческие чтения — 2011 : материалы межрайонной конференции (25 апреля 2011 г.) / Сост. С.В. Кошкина. – Беломорск, 2011. – 80 с
.