Кемь в начале 20 века

Итак, в начале 20 века Кемь – уездный город Архангельской губернии. Основным занятием жителей оставались промыслы на Мурмане, Белом море и на реки Кемь. «Рыба сбывается частью в Архангельск и другие пункты севера, частью в СПб. Часть жителей занимается рубкой леса, охотой, извозом, перевозкой товаров водою. Значительный вывоз леса за границу. Жители К. сеют немного ячменя, разводят картофель и некоторые огородные растения» (по сведениям Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона).

В 1900 году городе проживало 2550 человек (в 1910 году – 3399 человек), основную массу которых составляли, конечно, мещане, однако в городе жили и дворяне, и представители духовного сословия, и крестьяне. Вероисповедание у населения – православие, но были также и раскольники, и люди иных вероисповеданий… Строения, по преимуществу, остаются деревянными (в то время в Кеми было лишь одно каменное здание – уездное казначейство, в настоящее время – музей «Поморье»).

Город развивался. В Кеми были построены (еще в 19 веке) 2-классное городское училище для мальчиков (обучалось более 50 учеников), приходское для девочек (более 30 учениц), шкиперские курсы (30 человек), которые в 1903 году были переформированы в Кемскую мореходную школу и стали снимать несколько комнат в доме купца Дятлева (в настоящее время – филиал музея «Поморье» на ул. Каменева).

Также в городе на Лепострове располагалась больница, был хлебный магазин, 2 кузницы, кирпичный завод, скотобойня.

В начале в Кеми было несколько часовен и 5 церквей: Успенский собор, Зосимо-Савватиевская церковь, Троицкая церковь на кладбище, церковь Иоанна Предтечи на Малом Леп-острове и вновь построенный каменный Благовещенский собор, располагавшийся на Крестовском проспекте (ул. Ленина). Долгое время это была оживленная улица. На ней стояли дома купцов, судовладельцев, торговцев. Да и сам проспект был прозван «Купеческим». К началу 20 века в городе с 3000тысячным населением насчитывалось 52 магазина и лавки. Этому способствовало развитие рыболовства, охоты на морского зверя, солеварения, судостроения, добычи жемчуга, словом, всех кемских промыслов. Первое упоминание об этом проспекте датируется 1895 годом, и свое название он получил от поклонного креста, который располагался дальше по тракту Кола-Сорока. Практически все дома того времени уже снесены или сгорели, но в памяти кемлян живут фамилии купцов Дятлевых, Шуттиевых, Антоновых.

Про Антоновых хочется сказать отдельно. Известно, что Федор Михайлович Антонов был обеспеченным купцом, судовладельцем, меценатом. Он предложил идею и поспособствовал открытию шкиперских курсов в Кеми, предлагал построить канал, соединяющий Белое и Балтийское моря (и это еще в середине 18 века!), а также пожаловал 55 тысяч рублей на строительство каменного собора в Кеми. Белокаменный Благовещенский собор был освящен в 1904 году и является самым большим по площади в Северной Карелии. В 1934 году храм был закрыт.

Большое значение для всего края приобретает лесопильный завод на Поповом острове (поселок Рабочеостровск). Он был построен еще в 1888 году архангельскими промышленниками Сурковым и Шергольдом. Тогда же при заводе были построены «мастерская, кузница, контора, бакалейная лавка, торговые помещения, а также бараки для рабочих. В 1891 году к заводу пристроили каменную кочегарку. Часть приспособили под машинное отделение, а в другой разместили 5 паровых котлов. На заводе все работы выполнялись вручную. В цеху стоял один станок с самотягом». К 1905 году здесь трудится уже 500 человек. В 1909 году завод сгорел, и на деньги, выплаченные страховой компанией, был построен новый. Со временем было создано АО «Товарищество Кемских лесопильных заводов», основной капитал которого был разделен на 500 паев. В 1916 году завод был выкуплен государством и какое-то время работал на нужды вновь построенного морского порта.

Постепенно лесопиление, лесозаготовки и сплав леса по реке Кемь стали ведущими отраслями в Кемском уезде, а традиционные рыбные промыслы отодвинулись на второй план.

Тяжелый труд, работа по 12-14 часов в день, мизерная зарплата, отсутствие пресной воды на острове (ее доставляли из Кеми) – такова жизнь рабочих в начале 20 века. Неспроста в 1906 году на заводе начинаются митинги и забастовки.

Еще с 1890-х годов в Кеми появляется колония политических ссыльных – «неблагонадежных» рабочих и интеллигентов, среди которых были как большевики, так и представители других партий (по книге В. С. Баркиной). В 1904 году в Кемском уезде насчитывается 83 ссыльных. Их идеи попали «на благодатную почту»: с ними общались многие рабочие Кемского лесозавода.

В 1906 году именно на лесозаводе возникла одна из первых в Карелии профсоюзная организация, которая ставила перед собой цели добиться лучших условий труда и жизни для рабочих.
Позже, уже в 1917 году были созданы и Советы рабочих и солдатских депутатов. Поповоостровский Совет возглавил И. Сивков, Кемский – А. Мосорин.

Еще одним важным событием в начале 20 века для Кеми стало строительство Мурманской железной дороги. Скалы, болота, бездорожье – вот с чем столкнулись ее строители. Но нельзя не согласиться, что дорога принесла цивилизацию в этот «край непуганых птиц».

Родная станция моя! С дорогой вместе родилась ты,
Когда в карельские края, через невзгоды и ненастья,
Тепло и свет советской власти несла стальная колея.

С тех пор и завязался тут у скал родного Беломорья
«Мурманки» узловой маршрут, зажглись огни на семафоре,
И детства памятные зори с тех пор в душе моей живут.

Такие строки посвятил железной дороге наш кемский поэт Ю. К. Звягин.
По указу Николая II в 1916 г. была построена железная дорога, соединяющая Петрозаводск и Кольский полуостров. До 1935 г. она называлась – Мурманская ж/д, затем – Кировская, а с 1959 г. – Октябрьская ж/д. Важно отметить, что строительные работы проходили в короткие сроки в период Первой мировой войны. Строителями были не только вольнонаёмные русские, но и китайские рабочие, австро-венгерские и германские военнопленные, канадские и финские вольнонаёмные рабочие. Люди работали по 12-16 часов в сутки, «от темна до темна», не всегда получали обещанный заработок. И, конечно же, изнурительные условия труда, антисанитария, плохое питание приводили к разным болезням: цинге, тифу, оспе. В Кеми больные были размещены не только в больнице, но даже в здании городской тюрьмы! Тысячи и тысячи людей погибли… В 1915-1917 годах проходят забастовки среди рабочих-строителей.

Участок Петрозаводск-Кемь был открыт в декабре 1915 года, а вся дорога – 16 ноября 1916 года. Известный российский фотограф (мастер цветной фотографии) С. М. Прокудин-Горский совершил путешествие по Мурманской железной дороге и побывал в Кеми. Благодаря его фотографиям мы знаем, как выглядел город в 1916 году.
В «Кратком путеводителе по Мурманской железной дороге» за 1923 год читаем: «Со станции Кеми на Кемь-пристань, где рельсовый путь подходит к самим местам причала, каждый день ходит по железнодорожной ветке паровоз с несколькими вагонами… При станции Кемь… значительный железнодорожный поселок с населением до 500 человек».

20 век только начался, а впереди у Кеми еще много испытаний…

——————————

Для написания статьи использованы следующие материалы:
В. С. Баркина «Кемь», Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, Ю. К. Звягин «Я родился вместе с солнцем марта… Стихи», «Кемский порт по данным портовых изысканий в Белом море в 1910-1915 гг.», Н. В. Вехов “Мурманская железная дорога”, «Краткий путеводитель по Мурманской железной дороге», В. С. Баркина «У моря студеного».

Анна Гончарова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.