История

Кемь в начале 20 века

Итак, в начале 20 века Кемь – уездный город Архангельской губернии. Основным занятием жителей оставались промыслы на Мурмане, Белом море и на реки Кемь. «Рыба сбывается частью в Архангельск и другие пункты севера, частью в СПб. Часть жителей занимается рубкой леса, охотой, извозом, перевозкой товаров водою. Значительный вывоз леса за границу. Жители К. сеют немного ячменя, разводят картофель и некоторые огородные растения» (по сведениям Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона).

В 1900 году городе проживало 2550 человек (в 1910 году – 3399 человек), основную массу которых составляли, конечно, мещане, однако в городе жили и дворяне, и представители духовного сословия, и крестьяне. Вероисповедание у населения – православие, но были также и раскольники, и люди иных вероисповеданий… Строения, по преимуществу, остаются деревянными (в то время в Кеми было лишь одно каменное здание – уездное казначейство, в настоящее время – музей «Поморье»).

Город развивался. В Кеми были построены (еще в 19 веке) 2-классное городское училище для мальчиков (обучалось более 50 учеников), приходское для девочек (более 30 учениц), шкиперские курсы (30 человек), которые в 1903 году были переформированы в Кемскую мореходную школу и стали снимать несколько комнат в доме купца Дятлева (в настоящее время – филиал музея «Поморье» на ул. Каменева).

Также в городе на Лепострове располагалась больница, был хлебный магазин, 2 кузницы, кирпичный завод, скотобойня.

В начале в Кеми было несколько часовен и 5 церквей: Успенский собор, Зосимо-Савватиевская церковь, Троицкая церковь на кладбище, церковь Иоанна Предтечи на Малом Леп-острове и вновь построенный каменный Благовещенский собор, располагавшийся на Крестовском проспекте (ул. Ленина). Долгое время это была оживленная улица. На ней стояли дома купцов, судовладельцев, торговцев. Да и сам проспект был прозван «Купеческим». К началу 20 века в городе с 3000тысячным населением насчитывалось 52 магазина и лавки. Этому способствовало развитие рыболовства, охоты на морского зверя, солеварения, судостроения, добычи жемчуга, словом, всех кемских промыслов. Первое упоминание об этом проспекте датируется 1895 годом, и свое название он получил от поклонного креста, который располагался дальше по тракту Кола-Сорока. Практически все дома того времени уже снесены или сгорели, но в памяти кемлян живут фамилии купцов Дятлевых, Шуттиевых, Антоновых.

Про Антоновых хочется сказать отдельно. Известно, что Федор Михайлович Антонов был обеспеченным купцом, судовладельцем, меценатом. Он предложил идею и поспособствовал открытию шкиперских курсов в Кеми, предлагал построить канал, соединяющий Белое и Балтийское моря (и это еще в середине 18 века!), а также пожаловал 55 тысяч рублей на строительство каменного собора в Кеми. Белокаменный Благовещенский собор был освящен в 1904 году и является самым большим по площади в Северной Карелии. В 1934 году храм был закрыт.

Большое значение для всего края приобретает лесопильный завод на Поповом острове (поселок Рабочеостровск). Он был построен еще в 1888 году архангельскими промышленниками Сурковым и Шергольдом. Тогда же при заводе были построены «мастерская, кузница, контора, бакалейная лавка, торговые помещения, а также бараки для рабочих. В 1891 году к заводу пристроили каменную кочегарку. Часть приспособили под машинное отделение, а в другой разместили 5 паровых котлов. На заводе все работы выполнялись вручную. В цеху стоял один станок с самотягом». К 1905 году здесь трудится уже 500 человек. В 1909 году завод сгорел, и на деньги, выплаченные страховой компанией, был построен новый. Со временем было создано АО «Товарищество Кемских лесопильных заводов», основной капитал которого был разделен на 500 паев. В 1916 году завод был выкуплен государством и какое-то время работал на нужды вновь построенного морского порта.

Постепенно лесопиление, лесозаготовки и сплав леса по реке Кемь стали ведущими отраслями в Кемском уезде, а традиционные рыбные промыслы отодвинулись на второй план.

Тяжелый труд, работа по 12-14 часов в день, мизерная зарплата, отсутствие пресной воды на острове (ее доставляли из Кеми) – такова жизнь рабочих в начале 20 века. Неспроста в 1906 году на заводе начинаются митинги и забастовки.

Еще с 1890-х годов в Кеми появляется колония политических ссыльных – «неблагонадежных» рабочих и интеллигентов, среди которых были как большевики, так и представители других партий (по книге В. С. Баркиной). В 1904 году в Кемском уезде насчитывается 83 ссыльных. Их идеи попали «на благодатную почту»: с ними общались многие рабочие Кемского лесозавода.

В 1906 году именно на лесозаводе возникла одна из первых в Карелии профсоюзная организация, которая ставила перед собой цели добиться лучших условий труда и жизни для рабочих.
Позже, уже в 1917 году были созданы и Советы рабочих и солдатских депутатов. Поповоостровский Совет возглавил И. Сивков, Кемский – А. Мосорин.

Еще одним важным событием в начале 20 века для Кеми стало строительство Мурманской железной дороги. Скалы, болота, бездорожье – вот с чем столкнулись ее строители. Но нельзя не согласиться, что дорога принесла цивилизацию в этот «край непуганых птиц».

Родная станция моя! С дорогой вместе родилась ты,
Когда в карельские края, через невзгоды и ненастья,
Тепло и свет советской власти несла стальная колея.

С тех пор и завязался тут у скал родного Беломорья
«Мурманки» узловой маршрут, зажглись огни на семафоре,
И детства памятные зори с тех пор в душе моей живут.

Такие строки посвятил железной дороге наш кемский поэт Ю. К. Звягин.
По указу Николая II в 1916 г. была построена железная дорога, соединяющая Петрозаводск и Кольский полуостров. До 1935 г. она называлась – Мурманская ж/д, затем – Кировская, а с 1959 г. – Октябрьская ж/д. Важно отметить, что строительные работы проходили в короткие сроки в период Первой мировой войны. Строителями были не только вольнонаёмные русские, но и китайские рабочие, австро-венгерские и германские военнопленные, канадские и финские вольнонаёмные рабочие. Люди работали по 12-16 часов в сутки, «от темна до темна», не всегда получали обещанный заработок. И, конечно же, изнурительные условия труда, антисанитария, плохое питание приводили к разным болезням: цинге, тифу, оспе. В Кеми больные были размещены не только в больнице, но даже в здании городской тюрьмы! Тысячи и тысячи людей погибли… В 1915-1917 годах проходят забастовки среди рабочих-строителей.

Участок Петрозаводск-Кемь был открыт в декабре 1915 года, а вся дорога – 16 ноября 1916 года. Известный российский фотограф (мастер цветной фотографии) С. М. Прокудин-Горский совершил путешествие по Мурманской железной дороге и побывал в Кеми. Благодаря его фотографиям мы знаем, как выглядел город в 1916 году.
В «Кратком путеводителе по Мурманской железной дороге» за 1923 год читаем: «Со станции Кеми на Кемь-пристань, где рельсовый путь подходит к самим местам причала, каждый день ходит по железнодорожной ветке паровоз с несколькими вагонами… При станции Кемь… значительный железнодорожный поселок с населением до 500 человек».

20 век только начался, а впереди у Кеми еще много испытаний…

——————————

Для написания статьи использованы следующие материалы:
В. С. Баркина «Кемь», Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, Ю. К. Звягин «Я родился вместе с солнцем марта… Стихи», «Кемский порт по данным портовых изысканий в Белом море в 1910-1915 гг.», Н. В. Вехов “Мурманская железная дорога”, «Краткий путеводитель по Мурманской железной дороге», В. С. Баркина «У моря студеного».

Анна Гончарова