Море, флот, люди

Карбас по образцу и подобию.

Карбас по образцу и подобию

В 1992 году в издательстве «Карелия» вышла книга РАССКАЗЫ О БЕЛОМ МОРЕ .

Авторы научно-популярного издания Бергер Виктор Яковлевич и Наумов Андрей Донатович.

В предисловии книги авторы, обращаясь к читателю, излагают насколько красиво и привлекательно Белое море, познавательны история его появления, заселения берегов где возникли и веками сохранялись обычаи и традиции, составившие славу и гордость Русского Севера. Не ведавшие крепостного права , свободолюбивые поморы создали особую культуру, следы которой ещё до сих пор заметны в старых беломорских селах.

В одном из рассказов авторы поведали о развитии мореплавания. В нашей историографии закрепилось мнение , что только благодаря Петру Великому Россия обрела морской флот. Это не так. Конечно , тяжелые и неуклюжие челны первобытных людей едва ли можно считать настоящими морскими судами, хотя и на них наши предки совершали дальние походы, пересекая не только отдельные губы и заливы , но и всё Белое море. .. Поморы не смогли бы промышлять зверя, осваивать этот суровый край, не научись они строить подходящие суда, не отшлифовать свой опыт мореплавания. Сохранившиеся архивные документы свидетельствуют о том, что наши предки плавали в водах Северного Ледовитого океана на самых различных судах- лодьях, кочах, бриках, ботах,…карбасах. Наиболее распространенным был карбас , который использовался на промысле при не очень дальних плаваниях. Эти суда, команда которых состояла из 3-4 человек брали груз более тонны. Строились карбаса во многих селах и нашего Поморского берега. В частности в селах Колежма, Выгостров, Шижня. В памяти живущих ныне поколений эти карбаса предназначались для прибрежного плавания и кроме парусного вооружения имели стационарный или подвесной мотор. Местные поморы из Шижни Никанор Михайлович Кондратьев и Петр Алексеевич Лежнев в летнее время в условиях своего двора построили несколько десятков карбасов для окрестных мужиков. Размеры карбаса зависели от длины досок поставляемых заказчиком, но как правило не превышали в длину 6,5 метра. Большинство предусматривалось для использования стационарного двигателя Л-6 или УД-2 , но были и с транцевой кормой для подвесного мотора ВЕТЕРОК или ВИХРЬ. Кроме основного движителя была съемная мачта с парусом прямоугольной формы, так называемое прямое парусное вооружение. Негласно существовала своего рода конкуренция между мастерами. У кого чище работа, нет ли трещин и заплат на первом набое досок, устойчив ли корпус после его спуска на воду. Конечно же всесторонне проверялся карбас уже при первом выходе в море. Мастеру важно было узнать не принимает ли карбас воду при движении на встречном волнении. Материал для киля и еловые , желательно с меньшим количеством сучков, доски привозил заказчик. Он же приносил смолу и вату, медные гвозди или медные заклепки. Кокоры для штевней и шпангоутов заготовлял сам мастер. Это совмещалось с заготовкой дров для дома по выписанному в лесхозе порубочному билету. 60-е и 70-е годы прошлого века у лодочных мастеров не было электро-инструментов. Бензопила «дружба» и то не у каждого в доме. Топор, ножовка, рубанок и коловорот. Вот и вся механизация. Науку строить лодки отец постиг в молодости у братьев Белых, Михаила и Григория в д.Матигора. Они в то время «шили» лодки можжевеловыми вицами. Сам же отец такой способ крепления досок не использовал. В своих последних карбасах он применял медные заклёпки, крепил шпангоуты уже на болты из нержавеющей стали. Таким образом технология работы совершенствовалась. Местом строительства был двор внутри дома с выходом через распашные двери, позволявшие протащить готовое изделие наружу. При закладке киля и сращивании его со штевнями отец привлекал в помощь сыновей, меня с братом. И так, по малости мы участвовали в работе, вникали. Подержать, поднести с берега доски, предварительно вымоченные за ночь в воде для того чтобы при подгонке по месту были более гибки. На всю работу от начала до спуска карбаса на воду уходил месяц. Самый большой карбас который мы с отцом сделали в 1975 году был длиной 6 м., шириной 2,2 м. с транцевой кормой для установки подвесного мотора «Москва-30 Э» с электрозапуском и с дистанционным управлением. Карбас имел каюту с двумя диванами по бортам. Перед лобовым стеклом нашестка для гребца и степс для установки мачты с парусом. Это маломерное судно уже можно было назвать катером. Так он и регистрировался в ГИМСе. На катере совершали плавание к побережью от Шуйострова до островов Парусниц и Вересовая луда в Сухонской губе. В те годы по причине занятости на работе более продолжительного времени на путешествия не было. Катер через пять лет был продан помору в с.Шуерецкое.

    В 2014 году мы с братом Владимиром решили сделать новый карбас, так-как возраст того что у нас был уже перевалил за 20 лет. Все в принципе проходило по классической схеме.Однако теперь мы уже располагали электроинструментами: электро-рубанок, лобзик, дрель, шуруповёрт, бензопила. Предварительно, я уже изготовил медные заклёпки, запасся древесной смолой. Приобрел доски. Удалось на острове Сосновец найти подходящую ель из которой был изготовлен киль с кормовым штевнем , целиком, без сроста… Короче, по-началу работали вдвоём, продолжал и заканчивал один. Установку и центровку двигателя Л-6 пришлось делать самостоятельно впервые. То что получилось — на фото. После первого плавания с выходом в море принято решение установить на карбас бортовые кили, а снаружи по бортам под планширем подвесить на стальном тросике по десять поправков-бобинсов из пенопласта для устойчивости плавания в море на волнении.

К очередной , 10-й навигации наш карбас подготовлен к плаванию. Продолжаем и сохраняем традиции поморов.

Ю.П.Лежнев

Добавить комментарий

Обязательные поля помечены *

Укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.