ИсторияКарелы

К вопросу о нуждах Беломорской Карелии (4)

→ продолжение→

(Архангельск. Губернская Типография. 1910.)
К вопросу о нуждах Беломорской Карелии.

Часть 4

Простота в домашнем обиходе карел не может не поражать, и в их привычках быть, так сказать, ближе к природе сказывается здоровый инстинкт людей, не испорченных еще показной стороной городской или фабричной цивилизации.
Простота быта карел, их нетребовательность, при обычной обстановке, думается нам, едва ли еще побуждают к столь искусственной мере, как открытие в Карелии целой сети ремесленных школ. Против обучения вообще ремеслу трудно что-либо возражать, но для этой цели совершенно достаточно открытия ремесленных классов при существующих школах в более крупных селах (Панозере, Ухте и др.). Закрыть ремесленный класс легче, чем целую ремесленную школу. При такой постановке дела, по крайней мере, меньше может быть промахов.
Но и добавляя к курсу школ обучение ремеслу, не должно задаваться целью создания в Карелии ремесленников-профессионалов, а важно умелой постановкой дела каждому мальчику, оканчивающему курс, сообщить нужные сведения из того или другого ремесла: пусть каждый умеет для своего дома и хозяйства сделать все необходимое, не обращаясь к посторонней помощи. Едва ли каждый крестьянин будет располагать столь достаточными средствами, чтобы в домашнем быту пользоваться услугами разных ремесленников. Равным образом и девочки в школах должны приобретать необходимые знания по рукоделию, но это не значит, что для них нужно создавать специально швейные школы.
Нам кажется, что нет необходимости создавать особый класс карельских ремесленников и вот по каким соображениям.
Ремесленникам нужен будет сбыт изделий, а куда их сбывать, если потребитель еще не очень требователен? Специальное занятие ремеслом потребует исключительного внимания к себе, следовательно, обучившийся ремеслу карел должен будет оставить землю и своё хозяйство. Но последнее, как массовое явление, совершенно нежелательно, как нежелательны отбившиеся от земледельческого труда безземельные пролетарии, часто недовольные своим положением и, при отсутствии заработка, уже совершенно теряющие почву под ногами. Пролетариев же Карелии совсем не надо.
По переписи 1897 г. в Беломорской Карелии числилось 25 084 чел. обоего пола, а занимающихся сельским хозяйством не менее 16 600 ч. Земледелие все-таки основное занятие карел и, видимо, ими любимое (исключения не в счет). В Карелии, по отзыву одного специалиста, с которым нам пришлось беседовать, могли бы очень хорошо расти кормовые травы, а на основе травосеяния могло бы быть рационально поставлено в молочное хозяйство. Поэтому, для Карелии в данный момент самое важное – улучшение сельского хозяйства. Нужно преимущественно перед ремеслами обучать карел правильному и наиболее выгодному обращению с землей. Нужно и учителей брать, знакомых с сельским хозяйством. *). В сельском хозяйстве, в улучшенных  способах обработки земли, в улучшении породы скота найдут беломорские карелы источник довольства материального и нравственного, сохранив в то же время и те привлекательные черты характера, которыми они еще отличаются, благодаря преданности мирному земледельческому труду. Для Карелии, если проектировать какую школу, то земледельческую, если только нельзя обойтись без неё при сообщении необходимых знаний. Сбыт земледельческих продуктов и сельского хозяйства, если будет излишек, найдет место в Финляндии, да и в Поморье.
В Карелии нет того, что зовется земельной теснотой, нет и избытка населения, которому не к чему руки приложить. Таким образом, все мероприятия для подъема сельскохозяйственной культуры здесь должны получить преимущественное значение. Несколько лет назад сторонники приобщения карел к финляндской культуре увозили детей, окончивших Ухтинскую школу, на сельскохозяйственные курсы за границу. В данном случае пресловутые радетели карел были вполне правы: карелам нужна земледельческая школа прежде всякой другой.
В заключение добавим, что было бы важно обучить карел изготовлению глиняной посуды и кирпичей. Проще всего сделать это показательным путем: опытный мастер, передвигаясь по карельским деревням, мог бы учить желающих.
                         С. В. М.

——————–
*) В последние годы на курсах сельск. хозяйства, устрояемых в С.ПБ., в Мраморном Дворце, под покровительством Великого Князя Константина Константиновича, учителей и учительниц снабжают знаниями по сельскому хозяйству, чего у др. учит. нет.

—————————————————-
Перепечатано из №№ 192,193 “Арх. Губ. Вед.”
Архангельск. Губернская Типография.