История

К вопросу о нуждах Беломорской Карелии (3)

→ продолжение→

(Архангельск. Губернская Типография. 1910.)
К вопросу о нуждах Беломорской Карелии.

часть3

Обувь, кроме штиблет (по местному камаши) и калош, большею частью местного производства: почти каждый карел умеет сшить и починить простые сапоги (бахилы).
Летом карелы носят, кроме сапогов, ещё т.н. “упаки”, которые шьются из кожи, но без каблуков и подошв, с загнутыми вверх носком. Этот род обуви, очень удобный для переходов по варакам (горам) и болотам, отличается легкостью , но встречается не столь часто, как простые сапоги, что доказывает финское происхождение “упаков”. Большею частью они и привозятся из Финляндии. Их шить умеет не каждый карел.
До какой степени иногда карелы упрощают свою обувь и как при этом несложны их требования, доказывает употребление летом т.н. “ве`рзней” и “по`ршней”. “Ве`рзни” – кусок березы, покрывающий ступню и пальцы ноги, к которой они прикрепляются верёвочками. “По`ршни” отличаются лишь тем, что делаются из куска кожи.
Я был очень удивлен, когда первый раз увидел, как мой проводник карел, остановившись в лесу перед болотом (деревушка окружена лесом), ободрал с березы кусок коры, почистил его ножом, продел в края верёвочки и, немного погодя, привернул около ног. Обувь была готова. Мы пошли. Около полудня стало сильно пригревать солнце. Страшно хотелось пить. Проводник разыскал родник, но ни стакана, ни чашки у нас не было, а впереди был ещё переход в 20 верст. И вот, недолго думая, старик опять срезал с дерева кусок коры и из неё соорудил нечто похожее на чашку. Мы черпали ею воду и пили. Примитивный сосуд исполнял своё назначение: вода из него не проливалась. В одном месте присели отдохнуть. Старик добыл из “крошней” (изделие из прутьев для носки за спиной тяжестей) кусок хлеба, потом берестяную коробочку, в которой у него было масло, и ножом стал намазывать на ломать. Наконец, когда мы уже добрались до деревушки и расположились в одной избе, хозяйка-карелка гостеприимно предложила нам картошки, хлеба и квашеного молока в берестяной коробке, а на полке, упиравшейся в стены избы, стояли большие берестяные коробки с мукой. Старик ел картофель, посыпая солью из берестяной коробки, которую хозяйка поставила на стол. Итак, во время моего путешествия изделия из бересты занимали довольно видное место. Подумаешь, какая чисто диогеновская простота: на ногах береста, чашка из бересты, масло в бересте, молоко в берестяной коробке, мука и соль тоже… везде береста!.. Прямо – царство бересты!..
———————–продолжение следует———-