КарелыКультура

ИНСТРУКЦИЯ:КАК УЖИТЬСЯ С КАРЕЛАМИ ?ИЛИ *НЕ ОШИБИСЬ!

/ЭССЕ\ -Моралия

А.Маркин

“СамСебяИздат” 

 

 

 

 

   Если для того, чтобы узнать, как ужиться с карелами или с каким – либо другим этносом, вам понадобилась инструкция, то, скорее всего вам поможет только приговор, но и в этом случае заглядывайте в такие инструкции, как «Библия», «Коран», «Талмуд» с их Божьими Заповедями!

Избавляемся от мифов

Миф первый (чревоугодие) – карелы любят тухлую рыбу.

Среди рыбаков и охотников гуляет байка:

    Вынес старик – карел гостям (то ли с ружьями, то ли с крючками, сетями, то ли с тем и другим) всё на стол: картошку, яишенку, засолы – разносолы (хлеб – колбаса, консервы у гостей свои); да вот беда – слишком много водки – кончилась закуска – полез дед в погреб и кричит оттуда:

«Мужики всё кончилось! осталась только кевяткала!»,

подгулявшие не расслышав, отвечают:

«что? сало? Давай и сало!»

  Деду не жалко: достал, и тут от запаха на пол вернулась вся закуска. Пора бы знать, что «кевяткала» хотя и переводится красиво: «весенняя рыба», но только в том смысле, что поедается весной, напоследок, а ловится не весной,в нерест,а осенью-жирную нагулявшуюся в путину в больших количествах на продажу и с запасом до следующей осени. (сёмга, ряпушка, селёдка – беломорка – прелестны в засоле, только вот соль была очень дорогая и не хватало на весь улов, вот часть рыбы и оставалась недосолённой на весну приратывалась подальше – могли по запаху разорить известные падальщики: медведи, да и им для лакомства нужна не гнилая рыба, а личинки и черви из неё; медведи и сами закапывают свежепойманную рыбу. (немало топтыжат попалось на мертвяка, как на живца) Кстати, в ныне модной изысканной восточной кухне есть полный набор деликатесов из «кевяткала»Зачем так далеко?У наших соседей норвежцев такие же проблемы и лакомства и как не припомнить легендарную ирландскую хакарлу-филе акулы с душком!.

  И почему – то забылось, что через Карелию шли составы с рыбой из Мурманска, а рефрижераторных секций (холодильников) не было ещё, и рыбу обкладывали льдом и мешками с опилками, поэтому все жители близлежащих деревень и сёл пилили лёд в реках и озёрах и свозили на ж/д станции. Для свежевыловленной рыбы устраивали погреба со льдом (ледники) опилки тоже карельские.Чрезвычайно важны и побочные достоинтва подобной деятельности:1).доступ кислорода через полыньи-рыба дышит. 2).Облегчается ледоход в половодье. К тому же карелы на полном серьёзе рассказывают, что постоянно в обычные дни едят красную рыбу (варёную, жареную, солёную) и только по праздникам треску потому, что за неё надо было платить деньги (37 копеек за 1 килограмм) причём это была бочковая и не всегда качественная, но деньги уплачены – надо есть и даже поговорка у шотланцев звучит,как признак скудности,бедности”seven day’s in week it’s Lohi’s Day”-7 дней в неделю-Лососиный День! (Советский рыбный день– это нищета другого порядка!) . Ну а если кому то захочется полакомиться, то закажите карельским умельцам «калакукко» – (рыбник рыбный пирог – кулебяку) – пальчики оближете, а то и проглотите!В особом ряду для длительного хранения стояла вяленная рыба,опять же правильно приготовленая,т.е.в меру подсоленая и,главное,хорошо проветренная. Сушик шёл и на супы и вымачивался в молоке,да и просто”В лёт”,как украинские семечки,причём без пива-дешевле Ну что же – где еда -там и санэпиднадзор (выработанный годами) Никогда не черпайте воду из ведра или кадушки своей кружкой, для этого всегда есть ковшик, для непонятливых урок закрепляется подручными предметами по рукам и по голове. У староверов – ещё круче (вся посуда индивидуальная, моется отдельно).  С водой действительно не так всё просто, местные великовозрастные обалдуи, развлекаясь или как теперь говорят, прикалываясь, обучают наивных солдатиков и озабоченных командированных вместо фразы «ана веття*1 – произносить фонетично созвучную фразу «ана Витту*2». Реакция адекватная – можно и инвалидность получить (поделом). *1ана веття(карел) – дай воды *2Витту(карел.) – Вагина, женский половой орган;(Впрочем на латыни vita –жизнь).

Миф второй о сауне – содоме (прелюбодеяние) совместные помывки мужчин и женщин.

  Баня – один из коренных устоев карельского быта (но совместно в баню ходят только супруги (подростки с отцами, девочки и мелочь с матерями, бабушками),принято совмещать и с соседями (свои бани есть не у всех) специально никого не приглашают, но можно договориться (растопить почтут за честь, ещё и бражечку настоят). На первый пар (сильный жар) идут мужчины, стирать во время помывки нельзя.Дотошные(продвинутые) читатели припомнят пушкинскую «Капитанскую дочку» 3 главу»Крепость» где «капралПрохоров подрался в бане с Устиньей Негулиной за шайку горячей воды».

  А общие бани существуют только в Финляндии, Германии и Австрии (общность корней:Готискандия) – это наследие финских нацистов из «Института Ананербе» так они выслуживались, пытаясь доказать фюреру свою исключительность (рождение готов, нибелунгов в стихии воды и огня) (Из материалов Нюрнбергского процесса:Жаль,что по договорённости послевоенных союзников архивы “Института Ананербе”,(наследие предков),закрытые.)

  Не повезло баням и в нынешние времена: разрушая семейные устои, сексуальные революционеры “Хиппи” и “Панки”, моральные пигмеи, игнорируя процесс умывания, настолько устранили разделение полов, что глубокая неиспорченность нравов быстро перешла от семейно-дачных помывок в кооперативно-корпаративный блуд и преподносится как особенность национальной помывки для “заманухи” туристов каким же отсутствием юмора нужно обладать,чтобы воспринимать буквально фразу Марка Твена:<Скромность умерла в тот день,когда родилась одежда> .Вот уж воистину! “Во многия познания-многия печали”но ещё печальннепонимание:”Тогда у них обоих открылись глаза и они поняли, что наги. Поэтому сшили листья инжира(Фиговый лист) и сделали набедренные повязки”(Бытие3:7)Учимся у Яакко Ругоева.

Хлопочут хозяйки в такие деньки.

И вот к самовару садятся мужчины.

отведают рыбники и пироги

И паром растают печали-кручины.                                                       (стр.39)

  И конечно же одной из основных функций бани было деторождение .(Большинство бань служили родильным домом.),а с приходом в жизнь следовало и следующее важнейшее таинство:крещение, как детей, так и взрослых, ну а с лечебным значением бань(баня парит- баня правит) исписана тьма трактатов,ведь ревматизм и радикулит не наследственны,а накопительны от тяжёлой физической работы и близости к воде!

(продолжение следует)