Храним мы память о былом…
Да, ветераны мы седые,
Храним мы память о былом.
Прошли года пороховые
Восстановили всё трудом!
Эти слова послужили девизом для собравшихся ветеранов Беломорско – Онежского пароходства 26 апреля в помещении Карельского рескома КПРФ. Традиционная встреча перед открытием навигации на Онежском озере в этом году отмечена двумя предстоящими примечательными датами: 80 – летием Победы Советского народа в Великой Отечественной войне и 85 – летием создания пароходства.
На видном месте был торжественно установлен символ славных достижений — Вымпел Беломорско – Онежского пароходства. Минутой молчания ветераны почтили скончавшегося последнего из живших в Карелии Героев Социалистического труда – капитана Сергеенкова Олега Алексеевича (1936 – 2025 гг.). К ветеранам с приветствием обратились первый секретарь рескома Ульянов Е.А., генеральный директор Петрозаводской судоходной компании Горшков В.В., председатель Совета ветеранов Петрозаводска Яблоков А.А., ветеран пароходства Сабуров Л.А. Через эфир к участникам встречи поступило приветствие от начальника Беломорского морского порта — Лежнева Ю.П.
Великая Отечественная война принесла неисчислимые страдания, но и выявила силу духа, самопожертвование, единение нашего народа перед лицом грозного врага для его разгрома. Героические примеры приводились в выступлениях совершенных экипажами судов пароходства, особенно в начальный период ведения боевых действий. На судах пароходства было эвакуировано более половины жителей Карелии, вынужденных её покинуть, сотни тысяч разнообразных грузов было спасено. Десятки судов было передано в ВМФ, большая часть персонала было мобилизовано на фронт. Леонид Александрович Сабуров поделился воспоминаниями о вкладе в Победу буксирных пароходов «Ижорец». Эти небольшие суда были основным ядром самоходного флота пароходства при его создании в 1940 году. Леониду Александровичу довелось в начале 60 – х годов после окончания Велико — Устюгского речного училища работать штурманом на одном из героических пароходов — «Ижорец-20». В начале войны большинство «Ижорцев» было переоборудовано и передано в состав ВМФ, действовавших в акваториях Балтийского моря, Онежского и Ладожского озёр, ББК в качестве тральщиков, канонерок, сторожевиков. В 1947 году Командующий Краснознаменным Балтийским флотом Трибуц В.Ф. в память о заслугах в годы войны на 5 буксирах Беломорско – Онежского пароходства («Фурманов», «Ижорцы-20,30,38,65») приказал установить Мемориальные доски. Одна из них после утилизации буксира «Ижорец-65» была передана в январе 1965 года начальником Беломорской пристани Александром Николаевичем Виноградовым на хранение в Национальный музей Карелии. На набережной Онежского озера установлен Памятный знак погибшим 31.07.1942 морякам буксирного парохода «Ижорец-18» переоборудованного в канонерскую лодку № 13.
В послевоенное время экипажи пароходов «Ижорец» продолжили уже примеры героического труда, участвуя в восстановлении мирной жизни. Ущерб материальной базе водному транспорту в Карелии войной был нанесён тяжелейший. Только в 1953 году был достигнут грузооборот довоенных перевозок. Труженики пароходства преодолели тяготы послевоенного времени и самоотверженным трудом воссоздали хозяйство пароходства на более качественном уровне.
Славные дела экипажей судов, выдающихся работников пароходства бережно хранятся в памяти ветеранов седых, лет после военных и пороховых! Материализованы героические дела и люди их, вершившие в установленных Знаках, Досках, Мемориалах, изданных книгах, топонимике Петрозаводска, увековечены в названии залива Онежского озера на его восточном берегу. Продолжаются рейсы судами названными именами начальников пароходства В.Л. Успенского и Е.О. Васильева. К сожалению утрачиваются наименования судов названных в честь капитанов и механиков, о чем поделились Шадричев Валерий Александрович – капитан и Толмачева Галина Максимовна – руководитель учреждения культуры комитета плавсостава, организаторы мероприятия по переименованию т/х «Сормовский- 30» в августе 1978 года в т/х «Капитан Манасеев» в честь ветерана Великой Отечественной войны, штурмана отряда минных катеров Онежской военной флотилии, капитана – лейтенанта Федора Васильевича Манасеева, награждённого четырьмя орденами и боевыми медалями Советского Союза за ратные подвиги и трудовые достижения.
Завершив послевоенный, восстановительный период, труженики Беломорско – Онежского пароходства, используя возможности плановой экономики, превратили заурядную организацию в высокоэффективный, многоотраслевой, с развитой социальной инфраструктурой, комплекс, обеспечив увеличение транспортных услуг, к началу так называемых «реформ», в 29 раз по сравнению с достигнутыми в довоенном 1940 году.
В дружеской обстановке участники встречи вспоминали памятные события прошлого, рассматривали альбомы и стенды с фотографиями, листали страницы книг и документов. С чтением собственных стихов выступили капитаны: Маслов В.П., Литвинов С.А., Тупало В.С.
Душевное единение поддержали выступления вокальных ансамблей «Женские истории» и «Зарецкие аккорды», в составе которых многие женщины — ветераны пароходства, одна из них Чавыкина Наталья Ивановна — потомственный водник, дочь шкипера лихтера Беломорско – Онежского пароходства, родилась в День Победы – 9 мая. Проникновенно и современно звучали слова из песни – « …смывая слезы, гарь и кровь, я повторяю вновь и вновь, когда же ты придёшь с войны мой папа…». Леонид Васильевич Тополев во время встречи озвучил информацию об освобождении 26 апреля 2025 года Курской области от ВСУ.
Ветераны пароходства — активные участники общественных мероприятий. Они представлены в творческих коллективах города, в сборе помощи бойцам СВО, в сохранении памяти о трудовых достижениях, в женских организациях. В преддверии настоящей встречи, группа ветеранов, отдавая дань памяти поколению победителей, возложили цветы к Мемориальной доске в честь БОП-а, к Мемориальной (информационной) доске посвященной подвигу Героя Советского Союза Н.И. Ригачина, к Памятному знаку морякам Краснознаменной Онежской военной флотилии, к могиле Неизвестного солдата с Вечным Огнем Славы, к Братской могиле советских воинов на Зарецком кладбище.
Весна в этом году ранняя и Онежское озеро практически свободно ото льда. В советское время уже десятки судов вышли бы из портов с карельской продукцией. В современных условиях этот природный подарок используется не эффективно. Причины этого общеизвестны: децентрализация водных перевозок, старение флота, дороговизна топлива, нехватка кадров. Речной транспорт государством поддерживается содержанием только водных путей и гидросооружений. Важнейшая его часть – флот, отдан частникам. Постаревших в 2 раза судов, сократилось в 3 раза. Об этом подготовлено обращение ветеранов, которое находится на рассмотрении Председателя Морской Коллегии при Президенте России. «Большая общая потеря» — это слова Главы Карелии о ликвидации пароходства, которое организовывало работу флота на водных трассах Карелии, России и за её рубежами. Возродить судоходное предприятие в нашей республике, способное использовать опыт, накопленный в советский период задача трудная, но возможная. И об этом говорили ветераны на встрече завершившейся общей фотографией.
Толмачев Николай
«Заслуженный работник, Ветеран
Беломорско – Онежского пароходства»
Выпускник Ростовского речного училища 1967 года.
Укажите своё имя под текстом комментария