Море, флот, люди

Этапы жизни капитанов Суходольских

Чтобы стать капитаном на судне, после окончания училища молодому специалисту нужно пройти путь, работая определенное время матросом, затем третьим, вторым и старшим штурманом. У одних это занимало семь лет, другие проходили восхождение к вершине профессии дольше. Виктор Суходольский по этой служебной лестнице поднимался три раза.

– И я не жалею об этом, – сказал Виктор Валентинович в беседе со мной. – Получил большую судоводительскую практику и опыт работы, общался с командой судна не только российских, но и граждан других стран, труд моряков достойно оплачивался.

Родился Виктор Валентинович 2 декабря 1959 года в поселке Суккозеро Муезерского района. Родители приехали в Карелию в 1953 году из Украины, Житомирской области, как завербованные на лесозаготовки в Ладвинский леспромхоз. В 1960 году семья переехала в п. Волома, там он и старший брат Владимир окончили восьмилетнюю школу. Разница в возрасте пять лет. После этого братья, вначале Владимир, а затем Виктор поступили в Петрозаводское речное училище (ПРУ). Окончив училище по специальности «Морское судовождение», они начали трудиться в Беломорско-Онежском пароходстве (БОП).

У Владимира путь на капитанский мостик был, можно сказать, стремительным. Он получил назначение на теплоход «Балтийски-18», где за семь лет, работая на одном судне, прошел путь от матроса до капитана! Потом стал уже капитаном на судах загранплавания БОП – «Волго-Балты-226, 194», «Сормовский-5». Продолжил флотскую жизнь капитаном в частных судоходных компаниях – «Норд-Ост Ltd», г. Петрозаводск, и «Калининград менеджмент», где трудился на морских судах под иностранным флагом. Районы плавания: моря Северо-Западной Европы, Средиземное море. Завершились его трудовые будни в 2017 году. Только представьте, 43 года на флоте!

На фото СРТМК

Путь Виктора Суходольского сложился иначе, как бы логически сложнее. В 1979 году после учебы в ПРУ он две навигации работал матросом, в 1981 году был направлен третьим штурманом на «Балтийский-9». В 1983 году на том же теплоходе стал вторым штурманом, а в 1985-м – старшим штурманом на «Балтийском-53».    

В 1988 году Виктор решил сменить профиль работы, с транспортного флота перейти на суда рыбфлота. Поступил в рыболовецкий колхоз «Победа», с. Гридино Кемского района, где отработал двенадцать лет. До 2000 года штурманом и капитаном на МСТБ, СТБК, СРТМК (малый траулер-бот, средний кормового траления и средний морозильный кормовик) он промышлял в Баренцевом и Норвежском морях. Говорят, кто работал на рыболовецком флоте, он – дважды моряк. Это про Виктора Суходольского.

Очередной этап жизни Виктор начал в 2000 году, перейдя на работу в компанию «Норд-Ост Ltd», штурманом на судах типа «Сормовский». В 2004 году был назначен капитаном на морском судне типа «Костер».

Наиболее длительный период времени, с 2006 до 2020 года, В.В. Суходольский трудился в круинговой компании WILSON г. Берген, Норвегия. Ему снова пришлось подниматься по той же «лестнице» вначале штурманом, а затем капитаном на судах типа «Балкер» грузоподъемностью 6200 тн. под флагом разных стран.

“Балкер”

Совершал рейсы из портов Норвегии в порты Исландии, Африки и юга Европы.

До 60 лет систематически пришлось учиться, проходить тестирование, обучение на тренажерах, подтверждая соответствие дипломов и сертификатов требованиям МКУБ (международного кодекса управления безопасностью), углублять знание английского языка. Я спросил капитана: “Были ли случаи, когда судну в море угрожала реальная опасность?”

– Да, были. Один из них в Атлантике. Следовали в порт Исландии, переход пять суток. Погоду не закажешь. Жестокий шторм застал нас в открытом океане, где нет укрытий, негде его переждать. При сильном волнении была потеряна часть груза. Обстановка была тревожная, близкая к критической, но удалось выдержать, сохранили контроль за ситуацией.

Теперь все шторма и тревоги капитанов дальнего плавания братьев Суходольских позади. Владимир Валентинович на заслуженном отдыхе, живет в Петрозаводске, а Виктор Валентинович с 2021 года трудится в Администрации морских портов Западной Арктики, Беломорском портнадзоре.

20 ноября 2023 года – День работников всех видов транспорта, который отмечается в нашей стране с 2020 года. Полагаю, будет уместным поздравить мореходов Владимира и Виктора Суходольских с праздником.

Ю.П. Лежнев