История

Боярин Федор Колычев – игумен Филипп

philipp_kolitchev_2010_001  Дошедший до нас через века исторический облик Соловецкого монастыря во многом сохранился благодаря стойкости материалов, из которого были сложены его крепостные стены и храмы. Кажется, что стены монастыря поднялись и выросли подобно исполину из недр земли. Первоначально Соловецкий монастырь строился из дерева, однако в 1485 и 1538 годах сильнейшие пожары уничтожили многие монастырские постройки, и тогда было решено строить монастырь из камня.

 В 1548 году настоятелем Соловецкого монастыря был поставлен игумен Филипп (в миру – боярин Федор Степанович Колычев). Пользуясь мощнейшей поддержкой царя Ивана IV (Ивана Грозного) игумен Филипп добился получения больших средств и льгот для организации каменного строительства. В 1555 году Иван Грозный жалует монастырю Сумскую волость со всеми угодьями и 33 соляными варницами, земли по берегам Северной Двины, разрешает беспошлинно продавать ежегодно 10.000 пудов соли. На этом царские милости не заканчиваются, он разрешает беспошлинно торговать зерном, дарит монастырю многочисленные предметы драгоценной церковной утвари и вкладывает в строительство монастыря громадную по тем временам сумму денег. В русскую историю Иван Грозный вошел как кровавый и беспощадный тиран, который совершил почти все мыслимые и немыслимые преступления. Однако для развития Соловецкой обители и обороны Поморья Иван Грозный сделал очень многое.

  Соловецкое чудо, созданное стараниями игумена Филиппа (Федора Колычева) невозможно было бы сотворить без мощнейшей поддержки со стороны царя. Игумен Филипп руководил монастырем 18 лет. Это был удивительный, уникальный человек, сотворивший на Соловецких островах чудо – по- другому просто невозможно охарактеризовать то, что он сделал за эти годы. Не вдаваясь в подробности, просто перечислим заслуги этого великого человека. В 1552 – 1557 годы новгородскими мастерами Игнатием Салкой и мастером Столыпой построен Успенский собор. Основание собора из огромных гранитных валунов, стены – из кирпича Соловецкого производства, известь – с Северной Двины.

 Успенский собор объединен еще с двумя зданиями в единый архитектурный комплекс. К нему примыкают келарская и трапезная. Размеры и объем трапезной огромны – 3000 м3 . Во всей России только Грановитая палата в Кремле была в то время больше трапезной Успенского собора Соловецкого монастыря, до и то всего только на 20 м2 . Толщина стен в трапезной почти 3 метра, и она, как и весь Успенский собор, была приспособлена для обороны. Внизу, под собором «в сухих погребах» хранились порох, свинец и холодное оружие. По существу весь храмовый комплекс был автономным оборонительным узлом внутри монастырских стен.

 Самым крупным и монументальным сооружением Соловецкого монастыря стал огромный Спасо-Преображенский храм.

 Игумен Филипп задумал превзойти храмы Московского Кремля, и это ему удалось. За 8 лет (1558-1566) был построен гигантский Спасо-Преображенский собор,являвшийся в то время самым высоким строением в Российском государстве. Так же, как и Успенский собор, Спасо-Преображенский был идеально подготовлен к ведению длительной обороны и своими очертаниями напоминал неприступный средневековый замок с башенками на углах. Очевидно, что игумен понимал – если на монастырь нападут враги, то помощь от Москвы сможет подойти только через несколько месяцев, поэтому все сооружения имели тройное назначение: и религиозно-духовное, и хозяйственное (например: – оружейные склады под собором), и оборонительное. Толщина стен в основании собора (подклет) достигала 8 метров. То есть, фактически под защитой крепостной стены внутри монастыря находилось два собора, и каждый из них являлся неприступным оборонительным сооружением. Учитывая возможность прорыва врага внутрь монастыря и изоляции соборов, их дополнительно соединили подземным ходом, который с огромнейшим трудом удалось пробить в скальном грунте.

 Можно спросить – а к чему такие предосторожности? Разве стены Соловецкого монастыря недостаточно надежны для того, чтобы защитить соборы? Но ведь неприступные каменные стены, которые сейчас окружают монастырь, начали возводить в 1582 году по приказу царя Федора Иоанновича уже после смерти игумена Филиппа.

 Создав два мощнейших храмово-оборонительных комплекса, игумен Филипп во многом обезопасил монастырь от внешней угрозы.

 Талантливый, просвещенный, деятельный руководитель монастыря преобразовал облик не только Соловецкой обители, но и природного окружения. По его приказу на Большом Соловецком острове прокладываются дороги, углубляется дно Святого озера. На острове строится сложная гидротехническая система: все 72 соловецких озера, расположенные на разных уровнях, соединяются протоками и вытекающая из них вода направляется в Святое озеро. Из Святого озера по подземному каналу вода подается на территорию монастыря. В качестве труб использовались высверленные стволы лиственниц. В отличие от металлических это были абсолютно экологически безопасные «трубы», как показали современные раскопки, служили они столетиями.

 Поступающая в монастырь вода использовалась на хозяйственно-бытовые нужды и приводила в движение водяную мельницу. Образовывавшиеся хозяйственные стоки по другому подземному каналу сливались в море. Система водоснабжения была настолько надежной, что во время знаменитого Соловецкого сидения, продолжавшегося долгих 8 лет, блокировавшие монастырь стрельцы не могли ее нарушить и оставить монастырь без воды.

 Энергия и ум игумена Филиппа внушают уважение. Он налаживает работу соляных варниц и тут же, у стен монастыря, устраивает литейную, где изготавливают противни для солеварен (црены) и отливают небольшие колокола. Монахи под его руководством выращивают коров и создают на острове молочное хозяйство, разводят северных оленей и открывают кожевенный завод для обработки оленьих шкур. Строит кирпичный и гончарный заводы, возводят кузницу, где изготавливается оружие и хозяйственный инвентарь. Они перегораживают одну их губ острова, превращая ее в садки для выращивания рыбы. Организуют промышленный лов тюленей и беломорской нерпы, строят салотопню длявытапливания тюленьего сала и обувную мастерскую для пошива сапог из непромокаемой тюленьей кожи. При монастыре строят квасоварню и проводят квасопровод: «а тот квас сам сольется со всех щанов …. да и по бочкам разольется само по всем».

 На Заяцких островах строится первая в русской истории каменная пристань для морских судов.

 В советской исторической литературе одно время было принято с пренебрежением характеризовать русских бояр. Каких только характеристик им не давали – и жадные, и глупые, и злые, и неумелые…

 Бывший боярин Колычев на Соловках показал, что такое боярское натуральное хозяйство в условиях, когда ничто не препятствует его развитию – когда есть достаточные средства, рабочие руки и условия для реализации задуманного. За 18 лет своего игуменства он преобразил облик Соловков, исходя из тех знаний, умений и навыков, которые получил еще «в миру» в своей боярской вотчине. Дальнейшие четыре века его преемники в основном дополняли, подстраивали, перестраивали, а главное – начало застройки ансамбля монастыря было сделано именно в эти два «колычевские» десятилетия.

 Дальнейшая судьба Федора Колычева оказалась трагичной.

 В 1566 году царь Иван Грозный вызывает игумена Филиппа в Москву, где он избирается митрополитом Всея Руси. Это была тяжкая доля. Царь все больше и больше впадал в кровавое безумие. Самостоятельный и умный митрополит был для него опасен. Не проходит и двух лет, как Иван Грозный «ругательно» сводит Федора Колычева с митрополичьего престола и ссылает его в монастырь Тверская отрочь, где тот проводит в заточении около двух лет. Однако и в опале митрополит внушает страх царю. Тот посылает в монастырь своего преданного палача – Малюту Скуратова. В летописи об этом событии сохранилось всего несколько строк: «Филипп митрополит в заточении скончался насильственно, будучи задушен от начальника опричнины Малюты Скуратова и погребен в том же отрочьем монастыре».

 Через 21 год после убийства этого удивительно талантливого человека было получено разрешение перевезти его останки из Твери на Соловецкие острова. Прах митрополита Филиппа был захоронен в Преображенском соборе Соловецкого монастыря, и монахи сразу же, еще до официального признания, провозгласили его мучеником.

 При царе Алексее Михайловиче в 1652 году мощи митрополита Филиппа были перевезены в Успенский собор Московского Кремля. Причем перевезти прах митрополита Филиппа в Москву потребовал от царя небезызвестный патриарх Никон, который сам до этого пять лет находился на Соловках и хорошо знал, какой вклад внес Филипп в развитие этой обители.

 …Времена не выбирают, в них живут и умирают. Выходит, не время делает людей такими, какими они остаются в истории, а сами люди творят и изменяют время. Окажись сейчас Филипп-Колычев в составе нынешнего российского руководства – как бы рядом с ним выглядели эти умненькие мальчики-мажоры с университетскими дипломами, хорошо умеющие делить и отнимать, и плохо понимающие, что такое создавать и преумножать…

 Поневоле восхищаешься – каких людей рождала земля Русская!

 Слава и память им в веках. Ведь если бы не поднялся каменной громадой Соловецкий монастырь, сколько поморской крови еще пролилось бы на берегах Белого моря. Его неприступных стен боялись враги, потому и не лезли сюда шведы, датчане, англичане, «мурманы», а если и приходили, то получали достойный отпор. Где еще было такое в истории, чтобы перед началом военных действий переговоры с игуменом Соловецкого монастыря Антонием, которого враги уважительно величали «воеводой Севера», вел сам шведский король Карл IХ? Не королевское это дело, а нужда заставила. Король и игумен за столом переговоров – да в Европе Карла бы засмеяли, а у нас на севере королю пришлось спрятать гордость и вступить в политический контакт с монахом-воеводой.

 Велика заслуга тысяч беззвестных поморов, трудами которых была создана эта громада. Подобно сказочному богатырю встал Соловецкий монастырь на северных рубежах нашей Родины, оделся в каменную броню и слился с окружающим его ландшафтом, словно часовой, охраняющий вековые тайны истории.

/отрывок из книги «Петр I и поморы»/

Материалы из рукописи книги «Петр I и поморы» подготовлены авторами: Лисниченко Валерием Васильевичем и Лисниченко Натальей Борисовной.