История

Узкоколейки Поморского берега

  Проносятся дни нашей жизни быстро и мы подчас не замечаем, что они уже история. Быстро минуют годы, не всё остаётся в памяти людской. Что-то мы забываем, забываем даже значительные события минувшего. Не все эпизоды прошлого отобразились на страницах газет и книг, лентах кинохроники и картинах художников. Многое уходит в прошлое навсегда. Что будут знать наши потомки о нас?

В 20-м веке не было мобильных телефонов с фотокамерами. Не было возможности для записи различных сюжетов на видеокамеру. Как восполнить наши знания о прошлом? Предлагаем всем, кому есть что рассказать о событиях прошлого, записать свои воспоминания. Были же достопримечательные факты в прошлом.

Например: кто помнит строительство трассы М-18 “Кола”?
Отошло в прошлое время, когда не было асфальтированной дороги до Петрозаводска. Трасса уже даже номер имеет другой. Ныне это федеральная трасса Р-21. Помним ли строительство трассы на территории Беломорского районе в 70-80-х годах прошлого столетия? Тогда в весеннюю распутицу ещё нельзя было на любой легковой машине спокойно доехать от Беломорска до Петрозаводска. Дорога по болоту перед Рамое было особо непригодна для транспорта. В пору распутицы по ней могли проезжать лишь автомобили высокой проходимости(Зил – 157, Газ-66, УАЗ и т.п.). Самым популярным видом транспорта у населения в те годы были мотоциклы. Сегодня же большинство предпочитает личный транспорт с крышей над головой.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
    Мотовозы. Онежский машиностроительный завод.

Все видели фильм “Девчата”, помнят кадры, где главные герои едут на платформе узкоколейки… Такие узкоколейные железные дороги были по всей Карелии. И в нашем Беломорском районе их было несколько. Так на Поморском берегу узкоколейные железные дороги были у сел Маленга, Вирандозеро, Шуерецкое и у пос.Сосновец. Даже на острове Белого моря Кондостров была узкоколейка. К 80-м годам узкоколеки были разобраны. Уже трудно найти следы существования этих железнодорожных дорог на территории района. По узкоколейке от Удозера в Сосновец тащили составы с лесом мотовозы. Кажется, что и не было этого. Хорошо бы послушать рассказы тех, кто работал на этих узкоколейных железных дорогах. Строительство узкоколеек дело не простое. Но, несмотря на это, их строили. Сегодня лесозаготовительная техника позволяет обходиться без них. Подумалось, что ныне хотя бы автомобильные дороги местного значения привели в надлежащий порядок. Мотовозы для узкоколеек производили в Петрозаводске. Трудно в это поверить.
Вот карты этих дорог, которые есть в сети.

uzk10_chueret
Узкоколейка от станции Шуерецкая
Узкоколейка у Вирандозера
Узкоколейка у Вирандозера
Узкоколейка у Маленги
Узкоколейка у Маленги

 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Публикацию подготовил редактор сайта “Поморский берег”.