БеломорскИстория

Сколько лет городу Беломорску?

Сколько лет городу Беломорску?

Среди краеведов Беломорска уже на протяжении длительного времени обсуждается вопрос: «Сколько лет Беломорску?»

Казалось бы, что здесь сложного? На карте Карелии город с красивым морским именем появился 11 сентября 1938 года. Но это вовсе не означает, что 10 сентября здесь ничего не было. Город возник на месте старинного поморского селения, названного Сорокой по одноименному рукаву реки Выг. Достаточно скудные сведения о Сороке прошлых столетий вызывают трудности с датировкой возникновения села.

Выг
Выг

Река Сорока упоминается в исторических документах с 1419 года. Речь идет о беломорских частноправовых актах, датированных 1419-1420 годами. Это «Купчая на два участка по рекам Сороке и Выгу, купленные посадником Афанасием Есифовичем у Ивана Федорова и у его братьев» и «Купчая на участки по рекам Выгу и Сороке, купленные посадником Афанасием Есифовичем у Ивана Лускалова и у его сына».

Согласно документам, земельные участки и угодья по рекам Выгу и Сороке покупает новгородский посадник Афанасий Есифович. Поиски о нем позволили узнать, что в XIV веке в Новгороде был в почёте род Захарьевичей, представленный следующими именами: Михаил Павшинич, Захария Михайлович, Андреян Захарьевич и Есиф Захарьевич. Сыновья последнего – Афанасий, Василий и Фома владели землей в Обонежье. В вышеуказанных документах Афанасий Есифович и покупает участки «на Сороке и Выгу». Эти купчие вряд ли позволят считать 1419 год – годом основания села Сороки, поскольку в них речь идет лишь о реке Сороке…

Другой, не менее важный источник – это рукопись «Летописец Соловецкий» второй половины 1790-х гг. Из нее мы узнаем о том, что «вышедший из Кирилова монастыря» преподобный Савватий после нескольких лет пребывания «в Валаамском монастыре» пришел «в Поморие, на Выг реку», где встретил «авву Германа», с которым в лето 6937 (1429) года отправился на Соловецкий остров. Они прожили на острове 6 лет. После этого Савватий «един отплыв в малей лодийце со острова Соловецкаго чрез море на полуденный запад в Выг-наволок», где причастился «на усть Выга реки, в Сороки, и преставися и погребен бысть».

Данная дата – 1429 год – является точкой отсчета возникновения монашеского поселения на Соловецких островах, но именно 1436 год считается годом основания обители в землях Новгородской республики. Для нас же важно, когда и в каких источниках впервые упоминается деревня Сорока, намного позже ставшая селом, а затем и городом. Думается, что дата 1429 год может рассматриваться годом основания села, хотя, повторюсь, понятно, что оно появилось гораздо раньше. И здесь не следует забывать, что рукопись датирована XVIII веком, а, значит, не вполне может считаться первоисточником.

Еще один значимый документ «Житие Зосимы и Савватия Соловецких». Перевод А.В. Пигина был опубликован в журнале «Север» (1993 г., №3), где указано, что он выполнен на основе списков конца XVI-XVII вв., хранящихся в Отделе рукописей Государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге (Соловецкое собрание, № 949/1059, л. 44-58 об.; № 955/1065, л. 79-138 об.).

Фрагмент из жития: «Раб же божий Савватий, во всем положился на Бога… И отправился старец к устью реки Выг, к селению, называемому Сорокой, где некогда была построена часовня. Встретил он здесь некоего монаха по имени Герман и стал его спрашивать об острове…» Что происходило далее, читателю уже известно.

Важным событием XV века является и строительство Троицкой церкви в Сороке, о которой упоминается, в том числе и в «Летописце Соловецком». Событие датировано 1436 годом, когда после смерти преподобного Савватия «на усть Выга реки, в Сороки» «в лето 6945 (1436) сентября 27-го дня при молитвенном храме, идеже последи построена бысть церковь Живоначальныя Тро[и]цы, от того же игумена Нафанаила…»

Скудные сведения о деревне в устье реки Сороки находим и в жалованных грамотах. Одна из них датирована 1551 годом. 27 июня, по старому стилю, государь преподнес обители «деревню в устье реки Сороки с податными и судебными льготами». В грамоте сообщается о том, что в жалованном царем месте, где преставился чудотворец Савватий, вот уже сорок лет стоит пустая церковь Живоначальной Троицы…

Все вышесказанное наводит на следующие размышления. Безусловно, то, что 1938 год – исторически значимый факт придания селу Сороке статуса города – не вызывает никаких возражений. Но то, что нашему городу в 2013 году исполнится не 75 лет, а гораздо больше – тема для обсуждения, думается, давно назревшая.

Вопрос, конечно, стоит в датировке основания Сороки. Решая его, важно не потерять связанную единой хронологией цепочку между Сорокой и Беломорском, и помнить, что, по существу, датой основания любого населенного пункта считается первое упоминание о нем в письменных источниках. Не о реке, а именно о населенном пункте. Здесь перевес, безусловно, на жалованной грамоте 1551 года, хотя не исключается ссылка на «Житие…» по спискам XVI-XVII вв.

Таким образом, решая вопрос о гербе города, в котором запечатлен сюжет «Жития…», необходимо поднять и не менее важный вопрос: «Сколько лет Беломорску?» Ответить на него – наш долг перед будущим поколением. Если Беломорску чуть более 70 лет, то почему в гербе города отражен фрагмент, указывающий на его многовековую историю?

С.В.Кошкина

,

Центр поморской культуры