Культура

“Поморяночки”

В Кеми много удивительных творческих коллективов. Люди собираются вместе по интересам и танцуют, поют, занимаются исторической реконструкцией, читают стихи. Но вот почему-то так сложилось, что в столице Поморья долгое время не было коллектива, занимающегося непосредственно поморским фольклором.

В настоящее время активно возрождать старинные традиции наших предков стал музей “Поморье”, и вокруг себя он собирает единомышленников, людей творческих и заинтересованных. На страницах газеты мы освещали многие мероприятия музея, в том числе и наполненные поморской тематикой, и на одном из таких мероприятий я узнала, что в Кеми, а точнее в Рабочеостровске, вот уже 5 лет существует уникальная самодеятельная творческая фольклорная группа “Поморяночки”. И за такой, казалось бы, небольшой срок участницы группы сумели сделать очень многое. Мне посчастливилось пообщаться с ними и узнать об этом коллективе поподробнее.

Группа “Поморяночки” была создана на Рабочем острове при школьной библиотеке в 2011 году. Ее основной целью организаторы ставили “активизацию познавательных интересов учащихся к поморской культуре, истории своего края”. В состав группы входят педагоги и учащиеся школы и просто люди, небезразличные к поморской культуре: учителя начальных классов Ольга Борисовна Югарова и Евгения Викторовна Дорофеевская; Светлана Петровна Пилипенко, руководитель школьного музея «Поморские мотивы»; Людмила Ивановна Бедоева, мастер по пошиву одежды, руководитель мастер-классов по народной кукле; Галина Семеновна Рыжонина, бухгалтер, и Татьяна Семеновна Шуткина, руководитель коллектива.

Самое первое выступление коллектива состоялось в августе 2011 года на фольклорном празднике «Поморская козуля» в деревне Кузрека Терского района Мурманской области. А после этого – калейдоскоп встреч, уроков, фестивалей.

Но как же все-таки возникла идея создания такого колоритного и необычного коллектива?

На этот вопрос ответила Т. С. Шуткина: “В школе почти на каждый предмет вводится региональный компонент, то есть преподаватели должны включать в свои уроки региональные мотивы, фольклор, традиции… Мы решили, что свое родное Поморье нам ближе, и что мы будем включать в свои мероприятия именно какие-то материалы, связанные с Поморьем, с нашей малой Родиной. Но оказалось, что материалов совсем немного, поэтому мы, учителя, решили начать с исследовательских работ. То есть мы организовали свою группу, у нас появились единомышленники. Стали предлагать идеи. В основном, откликнулись те, чьи родители были истинными поморами.

Сначала зародилась идея – рассказать о родном крае детям. А потом уже и до песен дошли, до фольклора. Мы с Галей – сестры, наша мама с самого Поморья, с Архангельской области, с Летнего берега Белого моря. От нее мы слышали много поморских песен. Вот мы и стали их исполнять. Она и сама участвовала в художественной самодеятельности, в группе «Непоседы», которые на Рабочем острове выступали, под руководством Бориса Горячева

Нашей группой мы разработали музейный проект «Мое Поморье», куда также входило исполнение песен. Еще туда входило изучение родного края, его истории. Здесь история – это все. Это и природа, и жизнь людей, поморов, и сами люди, и сельское хозяйство

Ну, а когда группа организовалась, мы решили как-то ее назвать. Долго думали-гадали. Раз уж мы в Поморье, решили назваться «Поморяночки». А потом поискали это слово в энциклопедии, и оказалось, что оно значит «соль». И мы очень долго потом смеялись“.

Коллектив исполняет свои произведения на поморской говоре, этим он и отличается от многих других коллективов. Песни, инсценировки сказок, поморские хороводы и игры – “Поморяночки” всегда находят и изучают что-то новое, обучают этому подрастающее поколение. Сохранить традиции и обычаи родного края – важная задача коллектива. Их репертуар постоянно пополняется.

Мы пополняем наш репертуар из разных источников. Какие-то песни нам достались от мамы, – говорит Т. С. Шуткина. – Какие-то мы искали в интернете, выбирали, что понравилось. Когда съездили в Кузреку, там тоже услышали какие-то песни. Узнали, какие фольклорные группы исполняют песни на поморской говоре. У нас Поморье-то одно, только разные берега: Летний берег, Терский берег, Кемский берег… Это все Поморье. И песни-то все почти одинаковые, только по-разному исполняются, и трактовка у них разная.

Участницы группы – настоящие энтузиасты, все мы постоянно учим новые слова, изучаем язык. А узнать его можно только в деревнях от непосредственных носителей языка. Многие наши песни пела нам мама. Еще мы активно общались с одной женщиной у нас в поселке – Верой Николаевной Коноваловой, сама она из Гридино. Несколько раз мы приглашали ее на встречи в школу, и она нам многое рассказывала и напевала песни, которые мы за ней записывали. Еще она привозила нам диск с записанными на нем поморскими песнями, некоторые из них мы взяли в свой репертуар. Вообще мы собираем отовсюду понемногу.

Поморские песни не поются на больших концертах, они должны исполняться где-то на посиделках, в деревне, на полянках. Вот, например, мы были на фольклорном празднике в Котласе, и там все это было организовано на улице, для каждого коллектива выделялось свое местечко: мы там пели песни, водили хороводы поморские. Люди могли ходить от коллектива к коллективу, смотреть, принимать участие.

Поморские песни долгие, протяжные, их нужно внимательно слушать. Они о поморской жизни – женской доле, о том, как они живут около моря, как ждут своих мужчин-рыбаков. Они грустные. И зрителями наших мероприятий должны быть те, кому это интересно. Эти песни нужно слушать до конца, без спешки“.

Коллектив активно принимает участие в мероприятиях в родной школе: “Всегда, когда к нам в школу приезжали какие-то гости, мы принимали участие: бывало даже, встречали их с хлебом-солью, в костюмах. Приветствовали гостей на поморской говоре. Например, в октябре 2011 года у нас было 90 человек гостей! Это был республиканский дискуссионно-методический семинар, организованный Карельской региональной педагогической организацией «Учитель республики Карелия». Всем понравился наш прием. А в апреле 2012 года к нам приезжали 75 человек из Петрозаводского педагогического колледжа“.

Кроме того ни одно районное мероприятие, посвященное истории или традициям нашей малой Родины, не проходит без участия “Поморяночек”. Очень активно коллектив сотрудничает с музеем “Поморье”. Группа принимала участие в большом съезжем празднике “Артели поморских берегов”, в детском празднике “Кто на море главный”, в семинарах музея по поморскому свадебному обряду, по традиционному костюму Поморья. Кстати, о костюмах: ведь всю одежду для выступлений участницы шьют себе сами!

С 2011 года мы использовали костюмы из нашего школьного музея, там были сарафанчики, какие-то простенькие рубашки, – вспоминает Т. С. Шуткина. – Но время шло, и постепенно стал преображаться и наш наряд. Мы вспомнили, что Людмила Ивановна Бедоева – учитель технологии, и хоть она переехала в Петрозаводск, мы с ней созвонились, договорились, она приехала, сняла мерки и сшила прекрасные наряды!

Один наряд праздничный: богато расшитые кокошники, яркие сарафаны… – говорит Л. И. Бедоева. – Но песни-то разные. Исполняя одни, можно представительно выглядеть, а есть плачи, колыбельные, хороводы, для которых нужен костюм попроще. Вот и сшили ситцевые сарафаны, повойники попроще, фартуки. мы изучаем и поморский костюм, помимо всего прочего. Но дело в том, что поморы были очень скромными, «закрытыми» людьми, у них были темные костюмы, у них не было никаких нарядных лент, кружев, мы же делаем их повеселее, ведь группа выступает на сцене. Но все-таки стараемся придерживаться канона. Но в то же время мы не стремимся создать чисто поморский костюм, это не наша цель. Покрой сарафанов и рубашек мы соблюдаем! Но также в наших костюмах есть элементы и карельской вышивки“.

Группа известна и за пределами Кеми и района. “Поморяночки” приняли участие во многих мероприятиях, но как они сами признаются, самыми запоминающимися были: 7-й Межрегиональный слёт ветеранов Великой Отечественной войны, организаторов гражданско-патриотического воспитания и юных патриотов городов Москвы, Волгограда, Рязани, Курска, Серебряных прудов Московской обл., Кеми р. Карелия, Камышина Волгоградской обл., Запорожья, Орехова Запорожской обл., посвящённый 70-летию Победы советского народа в Сталинградской битве (19-23 ноября 2012 года); а также фестиваль народного, декоративно-прикладного творчества «Котласская Барабушка» (22 24 мая 2015 года).

Котласская барабушка” – ежегодный праздник в г. Котлас, в котором принимают участие жители близлежащих деревень. – говорит Т. С. Шуткина. – Мы попали туда случайно. Все шли в костюмах по улицам города после гала-концерта. Из всех коллективов мы шли первые – такая честь. Перед нами шли тальяночники, гармонисты, после нас – другие коллективы. Люди выходили на балконы, открывали окна, фотографировали. Все пели, звучала музыка. А на главной площади танцевали эту самую котласскую барабушку – до этого был даже мастер-класс. Неописуемо зрелище! Все шли по кругу, змейкой по большой площади. Это то, чего нам, в Кеми, не хватает…

Представляете, какое было бы зрелище, если бы так же торжественно и ярко прошли б по Кеми. И все б узнали: а поморы-то еще есть! И проводится такая большая работа по возрождению культуры!

Участницы группы возрождают и сохраняют поморскую культуру, и я спросила их, кто же такие поморы, по их мнению?

Всегда, когда объясняем детям, мы говорим: поморы – это люди, которые селятся и живут по берегу Белого моря, занимаются рыбным промыслом. Они выносливые, скромные, сильные, гордые, строгие, стойкие. Издревле поморы жили морем, дышали морем“.

Участницы группы очень хотят найти единомышленников, объединить все берега Белого моря. Сейчас, к сожалению, все разрозненно. Но если будет больше таких заинтересованных, влюбленных в Поморье людей, то все будет возможно!

Хочется пожелать коллективу дальнейших успехов!

Материал подготовила Анна Гончарова

Фото из группы “Поморяночек” ВКонтакте